Информация от контролирующих органов

Федеральным законом от 11.10.2018 № 360-ФЗ внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации.
Изменения вступили в силу с 22.10.2018.
Документ опубликован в «Российской газете» 15.10.2018 № 230, а также на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 11.10.2018.
Трудовой кодекс Российской Федерации дополнен новой статьей 262.2, определяющей очередность предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков работникам, имеющим трех и более детей.
Теперь, работникам, имеющим трех и более детей в возрасте до 12 лет, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время.

Бологовская межрайонная прокуратура

С 4 августа вступили в силу положения Федерального закона от 03.08.2018 N 339-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Указанным Федеральным законом в статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующей правоотношения с самовольными постройками, изменен понятийный аппарат.
Так, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Кроме того введено понятие того, что НЕ является самовольной постройкой.
НЕ является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Установлено, что использование самовольной постройки не допускается.
При этом предусматривается только два возможных варианта дальнейших действий с самовольной постройкой:
1. снос
2. приведение в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом.
Срок для сноса устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем 3 месяца и более чем 12 месяцев.
Срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями также устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем 6 месяцев и более чем 3 года.

Законом уточнены границы полномочий органов местного самоуправления в указанной сфере.
Теперь органами местного самоуправления не могут быть приняты решения о сносе или приведении самовольной постройки в соответствие нормам в отношении самовольных построек, возведенных или созданных на земельных участках, не находящихся в государственной или муниципальной собственности, кроме случаев, если сохранение таких построек создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Бологовская межрайонная прокуратура

Федеральным законом от 29.12.2017 N 463-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации.
Определено содержание понятий «благоустройство территории», «прилегающая территория» и «элементы благоустройства».
Так, под благоустройством территории понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий;
Прилегающая территория – это территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации;
Элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
С 28.06.2018 в связи с вышеуказанными изменениями также вступило в силу правило, касающееся вопросов содержания прилегающих территории.
Новой статьей 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливается, что лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов), обязано принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования.
При этом согласно ст.ст. 14-16 Закона № 131 утверждение правил благоустройства территории муниципального образования, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального образования в соответствии с указанными правилами, относится к вопросам местного значении органов местного самоуправления.

Бологовская межрайонная прокуратура

С 1 января 2019 года вступят в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 31.12.2017 № 503-ФЗ в статью 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», которая определяет полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами.
Так, с указанного периода, органы местного самоуправления муниципального района, городских поселений и городского округа наделяются полномочиями по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах), по определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведению реестра таких мест, а также полномочиями по организации экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами
А указанные полномочия на территориях сельских поселений будут осуществлять органы местного самоуправления муниципального района, если иное не будет установлено законами субъекта Российской Федерации.

Бологовская межрайонная прокуратура

Одним из приоритетных направлений прокурорского надзора является надзор за исполнением законодательства о противодействии распространению запрещенной информации, в частности, экстремистских материалов (предназначенные для обнародования документы, информация, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы).
В п.1 ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» перечислены разновидности экстремисткой деятельности:
публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;
публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения и т.д.
Уголовным кодексом Российской Федерации, Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за осуществление экстремистской деятельности.
Преступления экстремистской направленности это уголовно наказуемые деяния, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.
Самым популярным и общедоступным способом распространения экстремистских материалов, является сеть «Интернет».
Использование средств массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе «Интернет» с целью совершения действий, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе наказываются, в том числе лишением свободы на срок от 2 до 5 лет (ч.1 ст.282 УК РФ).
Массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения влечет, в том числе наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 3000 рублей, на должностных лиц - от 2000 до 5000 рублей, на юридических лиц - от 100 000 до 1 000 000 рублей с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства (ст.20.29 КоАП РФ).
В целях обеспечения государственной и общественной безопасности по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, лицу, участвовавшему в осуществлении экстремистской деятельности, по решению суда может быть ограничен доступ к государственной и муниципальной службе, военной службе по контракту и службе в правоохранительных органах, а также к работе в образовательных организациях и занятию частной детективной и охранной деятельностью (ст.15 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»).»

В целях обеспечения единства практики применения законодательства, связанного с договором перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и с договором транспортной экспедиции, Пленум Верховного Суда Российской Федерации дал разъяснения в своем постановлении от 26 июня 2018 г. № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции».
Так, в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации указано, что факт заключения договора перевозки пассажира и багажа подтверждается выдачей пассажиру проездного билета и багажной квитанции. Вместе с тем их отсутствие, неправильность или утрата сами по себе не являются основанием для признания договора незаключенным или недействительным. Наличие между сторонами договорных отношений может подтверждаться иными доказательствами. Аналогичное правило действует и для случаев утраты транспортной накладной.
Кроме того, в постановлении отмечено, что требования перевозчика о взимании дополнительной платы (например, оплата проездного билета) неправомерна в случае заключения договора перевозки (физическое лицо оплачивает доставку пассажира и багажа в пункт назначения, а не проездной билет и багажную квитанцию).
В постановлении от 26 июня 2018 г. № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции» сформулирована правовая позиция, касающаяся ответственности компаний, осуществляющих прием и (или) передачу заказов на перевозку пассажиров и багаже («агрегатор такси») за вред, причиненный пассажирам в процессе перевозки. В частности, указано, что лицо, к которому обращается клиент для заключения договора перевозки пассажиров и багажа, отвечает перед пассажиром за причиненный в процессе перевозки вред, если оно заключило договор от своего имени либо из обстоятельств заключения договора (например, рекламные вывески, информация на сайте в сети «Интернет», переписка сторон при заключении договора и т.п.) у добросовестного гражданина-потребителя могло сложиться мнение, что договор заключается непосредственно с этим лицом, а фактический перевозчик является его работником либо третьим лицом, привлеченным к исполнению обязательств по перевозке».

В ходе осуществления надзорной деятельности в указанной сфере выявлено 58 (АППГ – 33) нарушения, из которых 55 (АППГ- 22) - о муниципальной службе, в связи с чем, внесено 3 (АППГ – 5) представления, 2 должностных лица привлечено к дисциплинарной ответственности, принесено 9 протестов, в суд направлено 1 (АППГ -0) административное исковое заявление.
При проведении проверки по вопросу исполнения законодательства о противодействии коррупции в обществе с ограниченной ответственностью «Бологовские коммунальные системы» (далее – ООО «БКС») выявлены нарушения, выразившиеся в непринятии мер по предупреждению коррупции, установленные ст.13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ
«О противодействии коррупции».
В этой связи 13.03.2018 директору ООО «БКС» внесено представление об устранении нарушений закона, исполнение которого находится на контроле в межрайонной прокуратуре.
Межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции в администрации Выползовского сельского поселения Бологовского района Тверской области (далее – администрация Выползовского сельского поселения), в ходе которой выявлены нарушения, требующие принятия мер прокурорского реагирования.
В соответствии с этим Законом Указом Президента РФ от 08 июля 2013 года N 613 "Вопросы противодействия коррупции" утвержден Порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования.
В п. 8 упомянутого Указа Президента РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться настоящим Указом при разработке и утверждении порядка размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, муниципальные должности и должности муниципальной службы, и членов их семей на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования.
Указанный выше Порядок также предусматривает, что размещение в сети "Интернет" данных, позволяющих определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации служащего (работника), его супруги (супруга), детей и иных членов семьи; данных, позволяющие определить местонахождение объектов недвижимого имущества, принадлежащих служащему (работнику), его супруге (супругу), детям, иным членам семьи на праве собственности или находящихся в их пользовании, запрещено.
Установлено, что на официальном сайте администрации Выползовского сельского поселения http:// www.vyp-sp.ru во вкладке «Противодействие коррупции. Сведения о доходах» прикреплен текстовый файл «Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих, включенных в соответствующие перечни, а также лиц, замещающих на постоянной основе муниципальные должности муниципального образования «Выползовское сельское поселение». Прикрепленный документ содержит таблицу с данными «вид объекта недвижимости, место расположения объектов недвижимости, находящихся в собственности (ином законном праве пользования) муниципального служащего.
В этой связи 23.01.2018 межрайонным прокурором Главе Выползовского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено, удовлетворено, 1 должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
Бологовской межрайонной прокуратурой в рамках осуществления надзора за законностью муниципальных нормативных правовых актов проведена проверка постановления администрации Куженкинского городского поселения Бологовского района Тверской области от 28.12.2016 №125-п «Об утверждении Порядка размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих администрации Куженкинского городского поселения и членов их семей на официальном сайте Куженкинского городского поселения и предоставлении этих сведений средствам массовой информации для опубликования» (далее – Порядок), в ходе которой выявлено несоответствие отдельных положений нормам федерального законодательства.
22.03.2018 межрайонным прокурором на указанный нормативный правовой акт принесен протест.
Кроме того, 22.03.2018 принесены протесты на решение Совета депутатов Куженкинского городского поселения Бологовского района Тверской области от 28.12.2016 №26-п «О создании Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов при администрации муниципального образования «Куженкинское городское поселение» Бологовского района Тверской области», постановление администрации Куженкинского городского поселения Бологовского района Тверской области от 28.12.2016 №128-п «Об утверждении Положения о порядке и сроках применения дисциплинарных взысканий за нарушения муниципальным служащим администрации Куженкинского городского поселения установленных законом обязанностей, ограничений и запретов в целях противодействия коррупции», решение Совета депутатов Куженкинского городского поселения Бологовского района Тверской области от 28.12.2016 №25 «Об утверждении Порядка организации проверок достоверности и полноты представленных муниципальным служащим органов местного самоуправления муниципального образования «Куженкинское городское поселение» Бологовского района Тверской области сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о соблюдении им ограничений, установленных федеральным законодательством», решение Совета депутатов Куженкинского городского поселения Бологовского района Тверской области 03.04.2012 №12 «Об утверждении Положения о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и лицами, замещающими должности муниципальной службы в муниципальном образовании Куженкинское городское поселение Бологовского района Тверской области сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих должности муниципальной службы в Куженкинском городском поселении Бологовского района Тверской области», решение Совета депутатов Куженкинского городского поселения Бологовского района Тверской области от 05.07.2013 №35-п «Об утверждении Порядка представления муниципальными служащими органов местного самоуправления муниципального образования «Куженкинское городское поселение» Бологовского района Тверской области сведений о расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», постановление администрации Куженкинского городского поселения Бологовского района Тверской области от 28.12.2016 №130-п «Об утверждении Порядка сообщения лицами, замещающими муниципальные должности, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов», решение Совета депутатов Куженкинского городского поселения Бологовского района Тверской области от 09 июня 2010 года №24 (далее – Решение) «Об утверждении Порядка уведомления муниципальными служащими муниципального образования «Куженкинское городское поселение» Бологовского района Тверской области о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений, регистрации таких уведомлений и организации проверки, содержащихся в них сведений», решение Совета депутатов Куженкинского городского поселения Бологовского района Тверской области от 30.06.2010 №30 «О дополнении к решению Совета депутатов Куженкинского городского поселения от 09.06.2010 и полноты представленных муниципальных служащими МО «Куженкинское городское поселение» сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера».
Основными причинами выявляемых нарушений федерального законодательства является неправильное толкование норм законодательства органами местного самоуправления Бологовского района и ЗАТО Озерный, либо их не знание, а также несвоевременное внесение изменений вслед за изменениям Федерального законодательства.
Одним из типичных нарушений в деятельности органов местного самоуправления является несоответствие регламентов (либо их проектов) по представлению муниципальных услуг законодательству Российской Федерации.
В отчетном периоде выявлено 18 нормативных правовых актов, содержащих 35 коррупциогенных факторов.
К числу основных коррупциогенных факторов, содержащихся в нормативных правовых актах, относятся такие как «выборочное изменение объема прав», «широта дискреционных полномочий», «наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права», «юридико – лингвистическая неопределенность».
В течении 1 квартала 2018 г. в поднадзорные Бологовской межрайонной прокуратуре правоохранительные органы поступило 5 сообщений коррупционной направленности, в том числе по ч. 1 ст. 291.1 УК РФ.
В числе одних из основных факторов, способствующих коррупции, являются неполнота, несвоевременность, нэффективность реализуемых органами государственной власти и местного самоуправления, организациями профилактических антикоррупционных мер, а также ненадлежащее исполнение антикоррупционых обязанностей лицами, замещающими должности государственной и муниципальной службы.
Осуществление надзорной деятельности в указанной сфере будет продолжено.

Межрайонный прокурор

старший советник юстиции Т.Г. Нуштаев

текст

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.03.2017 № 326 в Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2014 № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» (далее - Правила) внесены изменения прием документов о выдаче, а также выдача поступивших из подразделений Госавтоинспекции российских национальных водительских удостоверений взамен ранее выданных российских национальных водительских удостоверений и выдача международных водительских удостоверений могут осуществляться в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональные центры).

При принятии должностным лицом подразделения Госавтоинспекции решения об отказе в выдаче российского национального водительского удостоверения взамен ранее выданного российского национального водительского удостоверения, выдаче международного водительского удостоверения по поданному через многофункциональный центр заявлению в случаях, предусмотренных подпунктами «б» - «д» пункта 23 настоящих Правил, должностное лицо подразделения Госавтоинспекции передает в многофункциональный центр в установленном порядке уведомление об отказе с указанием причин отказа для последующей выдачи заявителю.

Кроме того, согласно внесенным изменениям в пункт 22 Правил, одним из случаев выдачи российского национального водительского удостоверения взамен ранее выданного российского национального водительского удостоверения установлено волеизъявление заявителя.

При получении российского национального водительского удостоверения взамен ранее выданного российского национального водительского удостоверения в случаях изменения содержащихся в водительском удостоверении персональных данных его владельца, если водительское удостоверение пришло в негодность для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин и сведения, указанные в нем (либо в его части) невозможно определить визуально, а также при утрате (хищении) водительского удостоверения, то медицинское заключение предоставляется по желанию заявителя.

При этом в случае представления заявителем медицинского заключения российское национальное водительское удостоверение взамен ранее выданного российского национального водительского удостоверения по основаниям, установленным подпунктами «б» - «г» и «е» пункта 29 настоящих Правил, выдается на 10 лет, если иное не предусмотрено федеральными законами.

При обмене иностранного национального водительского удостоверения содержащиеся в нем записи и отметки, подтверждающие наличие права управления транспортными средствами категорий и (или) подкатегорий, не являющихся высшими по отношению к категории или подкатегории транспортных средств, на право управления которыми были сданы экзамены, переносятся в российское национальное водительское удостоверение.

При этом в случае подтверждения наличия у владельца иностранного национального водительского удостоверения медицинских ограничений к управлению транспортным средством в российское национальное водительское удостоверение переносятся отметки, подтверждающие наличие права управления транспортными средствами тех категорий и подкатегорий, которые определены медицинским заключением.

Бологовской межрайонной прокуратурой при рассмотрении гражданского дела в суде поддержаны исковые требования прокурора Тверской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Выползовского сельского поселения, СПК «Ильятино», ООО «Профит», кадастровому инженеру.

Так, проведенной прокуратурой Тверской области проверки по обращению Министерства лесного хозяйства Тверской области, был установлен факт двойного учета земельного участка, в связи с чем, был незаконно передан в постоянное бессрочное пользование администрации Выползовского сельского поселения Бологовского района, поскольку является частью государственного лесного фонда.

В связи с выявленными нарушениями прокуратурой области заявлены требования о признании результатов межевания, передачи в постоянное бессрочное пользование земельного участка, недействительным договора подряда, признании отсутствующим права постоянного бессрочного пользования.

Бологовским городским судом требования прокурора удовлетворены в полном объеме.

Решение суда не вступило в законную силу».

В соответствии с ч. 1 ст. 125 Уголовно-процессуального кодекса РФ постановления органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления.

Если место производства предварительного расследования определено иное, чем место совершения указанного деяния, то жалобы на действия (бездействие) и решения указанных лиц рассматриваются районным судом по месту нахождения органа, в производстве которого находится уголовное дело.

К иным решениям и действиям (бездействию), способным причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства, следует относить, например, постановления дознавателя, следователя и руководителя следственного органа о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица, об отказе в назначении защитника, в допуске законного представителя, об избрании и применении к подозреваемому, обвиняемому мер процессуального принуждения, за исключением залога, домашнего ареста и заключения под стражу, которые применяются по решению суда.

К затрудняющим доступ граждан к правосудию следует относить такие действия (бездействие) либо решения должностных лиц, ограничивающие права граждан на участие в досудебном производстве по уголовному делу, которые создают гражданину препятствие для дальнейшего обращения за судебной защитой нарушенного права: отказ в признании лица потерпевшим, отказ в приеме сообщения о преступлении либо бездействие при проверке этих сообщений, постановление о приостановлении предварительного расследования и другие.

Вместе с тем не подлежат обжалованию в порядке статьи 125 УПК РФ решения и действия (бездействие) должностных лиц, полномочия которых не связаны с осуществлением уголовного преследования в досудебном производстве по уголовному делу (например, прокурора, осуществляющего надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия или поддерживающего государственное обвинение в суде, начальника следственного изолятора). Не подлежат рассмотрению судом жалобы на решения и действия (бездействие) должностных лиц органов прокуратуры, связанные с рассмотрением обращений по поводу законности вступивших в законную силу судебных решений.

Если лицо не согласно с постановлением прокурора или руководителя следственного органа, вынесенным в соответствии со статьей 124 УПК РФ, то предметом судебного обжалования выступает не сам по себе отказ прокурора или руководителя следственного органа в удовлетворении обращения лица, а непосредственно те действия (бездействие) и решения органов дознания, их должностных лиц или следователя, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию.

Не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы судья в судебном заседании проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений вышеназванных лиц.

Судебное заседание проводится с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в уголовном деле, иных лиц, чьи интересы затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а также с участием прокурора, следователя, руководителя следственного органа.

Неявка лиц, своевременно извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы, не является препятствием для рассмотрения жалобы судом, но только в случаях, когда указанные выше лица не настаивают на рассмотрении жалобы с их участием.

По результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих постановлений:

- о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение;

- об оставлении доводов жалобы без удовлетворения.